Строительство и ремонт. Водоснабжение. Выгребная яма. Дача. Забор. Коммуникации. Крыша

Строительство и ремонт. Водоснабжение. Выгребная яма. Дача. Забор. Коммуникации. Крыша

» » Какие мини дрели лучше мнения. Граверы электрические: какой же из них лучше выбрать? Внешний вид гравера и комфорт работы

Какие мини дрели лучше мнения. Граверы электрические: какой же из них лучше выбрать? Внешний вид гравера и комфорт работы

Шахматы Творческий проект Выполнила: Сидорова Анастасия, ученица 7 класса Руководитель: Барановская Светлана Николаевна, учитель технологии I категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овчинниковская основная общеобразовательная школа» Косихинского района Алтайского края Овчинниково, 2013


Проблема На сегодняшний день очень остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. В каждой стране дизайнеры стараются сделать обычные привычные нам вещи менее ущербными для природы. Они вовсю стараются приспособить под что-нибудь бытовые отходы: будь то бутылки или картонные коробки. Современное общество стало информационным, больше времени дети проводят за компьютером, забыли об интеллектуальных играх


Выявление конкретной потребности. 1-е мини исследование Когда люди проводят много времени за компьютером, они постепенно доверяют ему, перестают самостоятельно мыслить. У учащихся, ослабевает память, внимание, возникает необходимость профилактики здоровья учащегося. Эту проблему может решить интеллектуальная игра шахматы. Когда люди проводят много времени за компьютером, они постепенно доверяют ему, перестают самостоятельно мыслить. У учащихся, ослабевает память, внимание, возникает необходимость профилактики здоровья учащегося. Эту проблему может решить интеллектуальная игра шахматы.






2-е мини исследование. Выявление традиций, истории, тенденций Шахматные доски и фигуры изготавливают из различного материала: глины, пробок, коробок, монтажной пены, древесины, бумаги, картона и т.д. В школьной мастерской после изготовления поделок из картона, коробок остается бросовый материал. Почему не попробовать изготовить шахматы из них? Шахматные доски и фигуры изготавливают из различного материала: глины, пробок, коробок, монтажной пены, древесины, бумаги, картона и т.д. В школьной мастерской после изготовления поделок из картона, коробок остается бросовый материал. Почему не попробовать изготовить шахматы из них?


3-е мини исследование. Построение «звездочки обдумывания» Имеется у учащихся Имеется в школьной мастерской Необходимые материалы Картон гофрированный Мука Упаковочная коробка Наждачная бумага Необходимые инструменты Измерительные инструменты Ножницы Необходимое оборудование Ноутбук для разработки чертежей
















Из гофрированного картона бардового цвета вырезание 32 квадратов 4 х 4 см. Ножницы Изготовление клейстера Тарелка глубокая Ложка столовая Оформление игрового поля Тюбик с клейстером Линейкакарандаш Разметка, нарезание полосок шириной 1,5см Линейка,карандашНожницы Клейстер в тюбике






Экономическое и экологическое обоснование С= С1 + С2 + С3 + С4 С – себестоимость изделия С – себестоимость изделия С1 - стоимость гофрированного картона С1 - стоимость гофрированного картона С2 - стоимость муки С2 - стоимость муки С3 - оплата труда С3 - оплата труда С4 – стоимость коробки С4 – стоимость коробки С1 = 70 руб С1 = 70 руб С2 = 25руб(за 1 кг)/100гр= 2,5 руб С2 = 25руб(за 1 кг)/100гр= 2,5 руб С3 = 5 часов * 15 руб/час = 75 руб С3 = 5 часов * 15 руб/час = 75 руб С4 = 0 руб С4 = 0 руб С = 147, 50 руб







МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 ГОРОДА КОСТРОМЫ»
Исследовательский проект по теме:

Кострома
2014 г.
Выполнил учащийся 11 класса
Лебедев Владислав

Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи
3. Основная часть
Шахматы - спорт, наука, искусство или игра?
3.1. краткая история развития шахмат
3.2. гимнастика ума
3.3. наука и шахматы
3.4. искусство мыслить
3.5. королевская игра
4. Результаты опроса

1. Введение
Почему я решил выбрать темой своего исследования шахматы?
Видимо потому, что эта игра - одно из моих любимых занятий. И мне бы хотелось
разобраться, что же такое шахматы - спорт, наука, искусство или игра?
Одни считают, что шахматы - это спорт, так как это соревнование, состязание и
противоборство противников.
Другие считают шахматы наукой, ведь в шахматах есть математические задачи,
есть своя методика игры, теория, стратегия и тактика.
Третьи полагают, что шахматы - это искусство. Как и в искусстве, играя
шахматную партию, получаешь удовольствие, наблюдая за игрой какого-нибудь
выдающегося профессионала.
Большинство же любителей шахмат считают занятие шахматами увлекательной
игрой. Вот и меня заинтересовал этот вопрос, казалось бы, простой, однако найти
ответ на него не так просто. Попробуем разобраться.

2. Цели и задачи
Цель проекта:
Исследовать вопрос: «Что же такое шахматы спорт, наука, искусство или игра?».
Задачи проекта:
1) Изучить литературу по данному вопросу,
интервью известных шахматистов.
2) Провести анкетирование среди любителей шахмат.
Изучить, как относятся к этой игре любители спорта.
3) Обобщить полученные результаты и исследовать
вопрос: «Можно ли шахматы отнести к спорту, науке,
искусству или игре?».

3.1 Краткая история шахмат
Что бы разобраться, чем являются шахматы, необходимо
знать историю их развития. Происхождение шахмат в
разное время приписывалось грекам, римлянам,
египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и
многим другим! По одной (наиболее верной) из версий,
шахматы зародились в Индии в VI веке нашей эры.
Их изобретателем стал известный в то время индийский
математик. Свое творение он предоставил на суд
Международная шахматная
всемогущего индийского раджи. Шахматы очень
федерация (ФИДЕ)
впечатлили правителя и стали популярны сначала в
Индии, а потом уже и во всем мире.
Определение: Шахматы- это настольная логическая игра
со специальными фигурами на 64 - клеточной доске для
двух соперников. Цель игры - поставить сопернику
мат (мат - ситуация в шахматах, когда король находится
под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода,
чтобы его избежать). Игра подчиняется определённым
правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ.

3.2. Гимнастика ума
Шахматы для меня, это, конечно, занятие, приносящее удовольствие. Но я помню
своё удивление, когда узнал, что шахматы относятся к спорту. Что же такое спорт?
Это в первую очередь преодоление себя, достижение вершин мастерства. Это
гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, тренировки для
поддержания формы, самообладание и эмоциональная устойчивость. Спорт –
это борьба и состязание. Наконец, спорт – это стремление стать первым,
завоевать высшие награды и титулы. Все атрибуты спорта в шахматах
присутствуют. Это и принцип соревнований, определяются победители, есть
титулы, звания. После неоднократных побед на разрядных турнирах шахматистам
присваивают звания кандидат в мастера спорта, мастер спорта, гроссмейстер.
Анатолий Карпов на вопрос как должен быть подготовлен шахматист, сказал:
«Для того чтобы добиться успехов в любом виде спорта, требуется много
составляющих. В первую очередь шахматист должен быть абсолютно здоров и
прекрасно подготовлен физически. Игра в шахматы требует намного больших
затрат энергии, чем некоторые виды спорта». Спорт - это не только игра
мускулов, это, прежде всего, состязание, противоборство, соперничество. Шахматы
- это гимнастика ума, состязание мысли, выдержки и воли к победе. Только умение
думать, считать, анализировать лучше, чем это делает твой соперник, позволит тебе

3.3. Наука и шахматы
Можно ли считать шахматы наукой? Наука – это
система знаний, исследований на основе обобщения
знаний. Обучение шахматам предполагает обучение теории
и практике. Шахматная теория - это исследования,
посвящённые различным аспектам шахматной игры.
Шахматная партия разворачивается в точном
соответствии с правилами. Игра подразделяется на 3
части: дебют (начало),миттельшпиль (середина) и
эндшпиль (окончание игры).Шахматы тесно связаны с
такой наукой, как математика. Как и в математике в
шахматах есть и теория, и практика. Формы мышления
математика и шахматиста довольно близки, и не случайно
математические способности часто сочетаются с
шахматными. Многие математики стали известными
шахматистами, например, Эмануил Ласкер, Макс Эйве,
Михаил Ботвинник. Анатолий Карпов и многие другие.

3.4. Искусство мыслить
Шахматы можно назвать искусством искусством мыслить, творчеством обеих
сторон. На шахматной доске реализуются
мысли, стратегия и тактика каждого из
соперников. Это искусство создавать
прекрасные комбинации, которые живут и
радуют поклонников игры столетиями. Многие
историки, исследователи отмечают, что
появление шахмат связано с изобразительным
искусством, так как первые шахматные фигуры
представляли собой вырезанные из слоновой
кости тончайшей художественной работы
скульптурки всадников, слонов, боевых
колесниц, пеших воинов. С ростом популярности
игры к шахматной теме обратились и художники.
Шахматы играют важную роль во многих
произведениях литературы, кинематографа и
других направлений искусства.

3.5. Королевская игра
Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий
писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются
королём среди игр. Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости,
удовольствия, но и средство воспитания характера. Процесс обучения основам
шахматной игры способствует развитию способности ориентироваться на
плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит запоминать,
сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует
формированию таких качеств, как внимательность, самостоятельность,
терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность.

„Шахматы - это спорт, кровавый спорт.“ (Марсель Дунамп)
“Шахматы похожи на баскетбол...иногда приходится также долго крутиться вокруг
корзины,прежде чем забросить мяч” (Фишер)
“Шахматы - нечто большее, чем просто игра” (Х.Капабланка)
“Шахматы способствуют не только росту интелекта,они дисциплинируют ум
человека” (М.Эйве)
“Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным
ситуациям” (М.Ботвинник)
“Гармония шахмат мне представляется как совокупность трех компонентовлогики,фантазии и творчества” (В.Смыслов)
“Шахматы - это прежде всего исскуство” (М.Таль)
“В шахматах я ценю прежде всего логику” (Т.Петросян)
“Секрет моих успехов-это прежде всего моя исключительная преданность
шахматному исскуству” (Фишер)
“Шахматы - это точнейшая система при помощи которой мы подвергаем серьезному
испытанию ум” (Г.Каспаров)
“Шахматы - это сила”(Фишер)

4.Результаты опроса
Чтобы разобраться с поставленной задачей я провел опрос среди любителей
шахмат, родственников и знакомых. По результатам анкетирования более
половины ответили, что знакомы с шахматами и немного умеют играть - 15 человек.
Среди тех, кто не умеет играть в шахматы, хотели бы научиться 11 человек. Только
2 человека не проявили интереса к шахматам.
40 человек
были опрошены по следующим вопросам:
1) Как ты думаешь, шахматы – это наука, спорт, искусство или игра?
ответе на вопросы люди могли выбрать несколько вариантов ответов.
При
Большинство ответили, что шахматы – это игра (21ответ).
Шахматы – это наука, спорт, искусство и игра (17 ответов).
Почти равное количество ответов распределилось между наукой (15 ответов) и
спортом (13 ответов).
Посчитали, что шахматы можно отнести к искусству (6 ответов).


«Как ты думаешь, шахматы – это наука, спорт,
искусство или игра?»

При ответе на вопрос: «Считаешь ли ты что игра в шахматы воспитывает
характер и учит тебя?» получилась следующая картина (можно выбрать
несколько вариантов ответов):
1) учит думать - 27 ответов;
2) учит не сдаваться даже в трудной ситуации - 21 ответ;
3) учит выдержке и воспитывает силу воли - 20 ответов;
4) развивает память - 17 ответов;
5) учит умению просчитывать свои шаги и поступки - 15 ответов;
6) учит ориентироваться - 14 ответов;
7) учит анализировать - 11 ответов;
8) развивает фантазию - 11 ответов.

Результаты анкетирования по вопросу:
«Считаешь ли ты что игра в шахматы
воспитывает характер и учит тебя?»

5.Заключение
На основании полученных мной сведений можно сделать вывод, что шахматы
являются смесью: науки, спорта, искусства и игры. И в своей работе я доказал,
что в шахматах присутствуют все эти элементы. Каждый профессиональный
шахматист или любитель шахмат определяет сам в силу склонности своего
характера, знаний, чем для него являются шахматы. Например, для одних
основная черта шахмат - это соревнование, спорт, для других – искусство, красота
этой увлекательной игры. В процессе работы я сформировал свое отношение к
вопросу: «Что же такое шахматы – спорт, наука, искусство или игра?» Для меня
шахматы – это, прежде всего игра, которая объединяет людей всего мира и не
зависит от национальности, религии, языка на котором ты говоришь. Игра в
шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для
шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски, не надо больших арен,
обширных площадок, каких-либо особенных климатических условий как в других
видах спорта. Я много раз наблюдал, как игра за шахматной доской сближает
людей, потому что здесь они говорят на одном языке - на языке шахмат.

6. Литература и источники
1) Е.Я. Гик «Беседы о шахматах».
2) Е.Я. Гик «Все чемпионы мира по шахматам».
3) И. Линдер «Ваша любимая игра? Шахматы!».
4) www. chessknigi.ru.
5) www. chessok.net.

18.10.2016 11:01

В данном проекте рассказывается история возникновения игры Шахматы, правила игры в разные времена, ходы шахматных фигур в игре, польза обучению игре в шахматы у детей.

Просмотр содержимого документа
«шахматы»

Шахматы и дети

Тема проекта:

Шахматы и дети

Актуальность.

Гипотеза:

Цель:

Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.

Задачи :

    Изучить литературу, подобрать необходимый материал.

    Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их

    Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат

Объект исследования:

Методы исследования: анкетирование,

Срок реализации проекта:

Вступление

Почему я решил выбрать темой своего проекта « Шахматы и дети»? Видимо потому, что эта игра – одно из моих любимых хобби.Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Но, к сожалению, всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, поэтому хотелось доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Шахматы имеют воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания.

История возникновения

Шахматы (от персидского «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника.

Родина шахмат – Индия в VI веке и называлась чатуранга.

VI веке

    фигур было всего 4

    для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.

В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

у арабов – «шатрандж », у персов - «шатранг », у таджиков - «шахматы ».

Правила игры изменились:

    игроков стало двое;

На Руси шахматы появились в 9-10 веках.

Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Король любит гладкий, расчищенный путь:

В любую он сторону может шагнуть,

Однако легко ты заметишь дружок,

Что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле – вот шага длина,

Не очень проворен Король – старина.

Зато начеку королевская рать

–Задача её – Короля охранять.

Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: Король всех главней, всех важней,

Нет в Шахматном войске важнее вождей.

Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,

Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь.

Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.

А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.

Ну, а как же Пешка бьет? Бьет наискосок!

Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)

Он другой не хочет доли – знает только белый путь.

А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,

Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.

До конца игры слоны - цвету одному верны.

Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.

Так от края и до края может двигаться она,

Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,

И шаг у Ферзя широк.

Ферзь может ходить как Ладья и как Слон,

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

И, кажется, будто Ферзю тесноват

Доски чёрно-белый простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали

– Ты больше внимания Ферзю удели.


Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.

Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,

Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.

Ходы шахматных фигур в игре


НЕЗЫБЛЕМЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ

(для начинающих)

- Каждый ход делается только одной рукой!

-Первое правило шахматной игры для начинающих: «Тронул – ходи!».

При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».

- Второе правило игры в шахматы:

«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».

Третье правило:

-«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».

-Четвертое правило в шахматах:

-«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».

-Пятое правило:

-«Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».

Все официальные партии используют контроль времени.

Для этого вида спорта не нужны ни стадионы, ни специально оборудованные помещения, были бы шахматные фигуры да доска, пускай и самая простая, картонная.

Еще одна причина популярности шахмат в том, что языковых барьеров для шахматистов не существует. На всех языках мира фигуры по шахматной доске передвигаются одинаково.

Чтобы о тебе знали в шахматах нужно не просто сильно играть, нужно стать чемпионом мира, и тогда о тебе будут помнить века. За всю историю шахмат, возьмем времена Стейница(первый чемпион мира).

Прошло около 125 лет, и за это время сменилось всего 15 чемпионов мира по шахматам, в другом виде спорта это число было было гораздо больше.

3 из них это чемпионы СССР и России по шахматам

Имя, Фамилия

Годы чемпионства

Чемпионства

Анатолий

Каспаров

Владимир

Польза обучению игре в шахматы у детей:

Улучшение общей успеваемости в обучении доказано проведенными исследованиями Тамары Константиновны Фесенко . Был проведен курс изучения «Шахматы-школе» у 2 «А» и 2 «Б» класса во втором полугодии. Не конец первого года обучения результаты изменились в следующую сторону: заметна положительная динамика во 2 «А» и 2 «Б», классах и отсутствие динамики во 2 «В», 2 «Г», 2 «Д» классах.

Рисунок 1. на начало учебного года

Рисунок 2. Уровень умственного развития учащихся на конец учебного года

При проведении анкетирования среди 23 учащихся 2-2 класса нашей школы были получены следующие результаты:

Об игре слышали 22 человека

В шахматы играют 13 человека

В кружках по шахматам занимаются 3 человека.

4- хотели бы научиться играть в шахматы,

3 – не хотят совсем,

2 ответили – не знаю.

1. Ученики, играющие в шахматы, успевают на «отлично» по точным предметам, усидчивы.

2. Ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо, любознательны, но более подвижны.

3. Те, кто ответил «не знаю» – учатся хорошо, но им не хватает целеустремленности, решительности.

4. А ученики, которые ответили «не хочу» – хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные даются сложнее.

5. Простые знания о шахматах (истории шахмат, о фигурах, о российских гроссмейстерах), оказались для большинства учеников неизвестными. 70% ответили неверно.

Сбор и анализ данных показал

Результаты успеваемости за первое полугодие

У играющих в шахматы

У неиграющих в шахматы

Троек 6 ,

Троек 12

Четверок25,

Четверок 20 ,

Пятерок 71

Пятерок 55 .

У играющих в шахматы учащихся успеваемость выше, чем у неиграющих, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на развитие детей.

Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы

У играющего ребенка в шахматы формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

Шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Занятия по шахматам способствуют развитию у детей таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Игра в шахматы вырабатывает в человеке целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.

Хочу сказать, что на меня шахматы произвели только позитивное влияние.Ведь всего за неполный год обучения игре в шахмат, я смог принять участие в соревнованиях со сверстниками и занять второе призовое место.

Приложение 1

ИНТЕРЕСНО

Реши задачку:

    Поставь мат в 1 ход БЕЛЫМИ фигурами:


    Пешки расставили в два ряда по 8 пешек в каждом ряду. Сколько всего пешек на шахматной доске?

    Василиса Премудрая и Кошей Бессмертный играли в шахматы. Василиса Премудрая выиграла 15 партий, а Кошей Бессмертный на 9 партий меньше. Сколько партий в шахматы выиграла Василиса Премудрая?

    Ребята, а какие квадраты больше белые или чёрные?

    Отгадайте ещё загадку:

Не люди, ни звери, не часы, а ходят.

Вот посмотрите некоторые изображения


Это «космические шахматы»


А это фарфоровые шахматы

Приложение 2

А теперь интересненькое…про музей шахмат

В музее шахмат можно увидеть все, что связано со старинной, но вечно юной игрой - кубки и другие трофеи завоеванные гроссмейстерами России, картины, рисунки, карикатуры, гравюры и литографии на

шахматную тему, скульптурные портреты великих людей, отдававших досуг шахматам, фотографии чемпионов и многочисленные комплекты шахмат, изготовленные в XVIII-XX веках мастерами разных стран из слоновой кости, фарфора, мрамора, перламутра, стекла, металла, дерева. Музей основан в 1980 году.

Анкета опроса учащихся начальных классов.

1. Ты слышал об игре ШАХМАТЫ?

2. Умеешь ли ты играть в ШАХМАТЫ?

3. Где ты играешь в ШАХМАТЫ?

ДОМА ________

НА ЗАНЯТИЯХ В КРУЖКАХ _______

4. С кем ты играешь в ШАХМАТЫ?

С ДРУЗЬЯМИ ______

С РОДСТВЕННИКАМИ _______

5. Как закончил первую четверть в школе:

СКОЛЬКО ТРОЕК __________

СКОЛЬКО ЧЕТВЕРОК ______

СКОЛЬКО ПЯТЕРОК _______

6. Какие кружки, секции посещаешь?

7. ШАХМАТЫ - это спортивное состязание?

Литература:

    Шахматный учебник для детей и родителей 1 часть. Всеволод Костров, Джалиль Давлетов

    Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе. Т.К. Фесенко.

    Шахматы 5334 задачи, комбинации и партии. Ласло Полгар.

Просмотр содержимого презентации
«Шахматы и дети»


"Средняя общеобразовательная школа № 26"

143909, Московская область, г.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.10

Руководитель проекта:

Заикина Елена Геннадьевна

Консультант:

Боков Юрий Борисович

ученик 2-2 класса

г. Балашиха


Тема проекта

Шахматы и дети

Актуальность.

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.

Гипотеза:

Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.


Цель: Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей

Задачи:

  • Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их.
  • Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат.
  • Оценить роль шахмат в повседневной жизни сверстников
  • Развивать устойчивый интерес к игре.

Объект исследования: учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы.

Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ данных, подбор литературы.


История возникновения шахмат И

Игра возникла в Индии в VI веке и называлась чатуранга

Отличия от современных шахмат:

  • фигур было всего 4 ; игроков было 4, а не двое (играли пара на пару); ходы делались бросанием игральных костей; для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника
  • фигур было всего 4 ;
  • игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);
  • ходы делались бросанием игральных костей;
  • для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника

История возникновения шахмат

В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

у арабов – « шатрандж », у персов - « шатранг »,

у таджиков - « шахматы ».

Правила игры изменились:

  • игроков стало двое;
  • каждый получил 2 комплекта фигур;
  • вместо костей, стали ходить по одному ходу по очереди;
  • победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата.

На Руси шахматы появились в 9-10 веках.


  • Игру начинают белые фигуры.
  • Ходы делают поочерёдно, по 1 фигуре.
  • Ходы каждой фигуры показаны на диаграммах ниже.
  • У каждой фигуры свои правила хода.


Чемпионы СССР и РОССИИ по шахматам

Имя, Фамилия

Годы чемпионства

Анатолий

Каспаров

Время

чемпионства

(лет)

Владимир

Чемпион


Польза обучения игре в шахматы у детей

Рисунок 1. Уровень умственного развития учащихся

на начало учебного года

Рисунок 2. Уровень умственного развития учащихся

на конец учебного года


  • об игре слышали 22 человека
  • в шахматы играют 13 человек
  • в кружках по шахматам занимаются 3 человека
  • 4- хотели бы научиться играть в шахматы
  • 3 – не хотят совсем
  • 2 ответили – не знаю

Результаты успеваемости за I полугодие

У играющих в шахматы

У неиграющих в шахматы

Четверок-25

Четверок-20

Пятерок-71

Пятерок-55


  • У играющих в шахматы учащихся успеваемость выше, чем у неиграющих, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на развитие детей.
  • Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы

  • У играющего в шахматы ребенка формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

СПАСИБО