Строительство и ремонт. Водоснабжение. Выгребная яма. Дача. Забор. Коммуникации. Крыша

Строительство и ремонт. Водоснабжение. Выгребная яма. Дача. Забор. Коммуникации. Крыша

» » Постановка нуриев в большом. Балет «Нуреев»: показ переда и зада современной действительности

Постановка нуриев в большом. Балет «Нуреев»: показ переда и зада современной действительности

Не робкая формулировка "При поддержке и содействии Романа Абрамовича и Андрея Костина", появившаяся на сайте Большого в преддверии события, дала надежду: в этот раз премьера спектакля о жизни и судьбе лендарного танцовщика Рудольфа Нуреева (Нуриева) все-таки состоится, а не как в прошлый раз (хотя слухи о том, что что-то может снова пойти не так, ходили до последнего).

Премьера балета "Нуреев"

Роман Абрамович на премьере балета "Нуреев"

Роман Аркадьевич почтил премьеру личным присутствием, равно как и другие медийные и сверхмедийные лица. Михалковы, Куснировичи, Ремчуковы, Дмитрий Песков и Татьяна Навка, Александр Жуков, Валентина Матвиенко, Ксения Собчак, Алла Вербер, Зельфира Трегулова, Константин Эрнст, Иван Ургант, Ингеборга Дапкунайте, Юлия Пересильд, Рената Литвинова, Светлана Бондарчук, Алена Долецкая - озвучивать длинный список можно до бесконечности. А вот кого на премьере не было, так это режиссера, сценографа и автора либретто - Кирилла Серебренникова, которому в Пушкинский день 19 октября Басманный суд Москвы продлил домашний арест вплоть до дня Крещения Господня 19 января. "Маленькие трагедии" по Пушкину в остутствие режиссера в "Гоголь центре" уже вышли, теперь боевое крещение получил заочно и его "Нуреев".

Премьера запрещенного "Нуреева" в Большом. Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Юрий Посохов (хореограф-постановщик - Ред.), артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо, но безумно грустно. Потому что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью... А в балете я так и не поняла - что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным граффити?

задала, скорее, риторические вопросы "кандидат против всех", но только не против Серебренникова Ксения Собчак.

Ксения Собчак глазами зрителей премьерного показа "Нуреева"

Композитор постановки Илья Демуцкий

Первый раз плакала на балете. Какой крутой спектакль! Спасибо, что пригласили. Никогда не видела такого мощного действа! Спасибо всем, кто создал этот спектакль. Спасибо Актерам, именно Актерам, ибо роли сыграны круто и мощно, не просто балет... Все глубоко и больно!!! Поздравляю!!! Юрий Посохов! Илья Демуцкий! Аня Шалашова! Браво!

Оставила отзыв Юлия Пересильд, которую Роман Абрамович опекал на премьере лично.

Посчастливилось попасть на этот чудесный спектакль "Нуреев". Давно не получала такого наслаждения от балета. Рекомендую! Это стоит посмотреть... Больше того, скажу: это должен видеть весь мир,

Отметила Татьяна Навка.

Дмитрий Песков и Татьяна Навка спешат в Большой на премьеру "Нуреева", 9 декабря 2017-го

2000 человек аплодируют и кричат "браво". Я много раз был в Большом в зрительном зале, первый раз с папой и мамой в 9 лет на "Щелкунчике", когда танцевала Людмила Семеняка (теперь она педагог-репетитор примы-балерины Светланы Захаровой, с которой мы вот сейчас, отыграв спектакль "Нуреев", выходим на сцену). Я много раз видел эту мизансцену из зрительного зала, но никогда и помыслить не мог, что смогу ощутить эту мощь зрительского восторга, стоя на этой великой сцене, сыграв одну из главных ролей в балете! Кирилл, ты сотворил это чудо! Юра Посохов, Илья Демуцкий и Кирилл Серебренников, вы подарили это чудо зрителям и актерам!

Написал Игорь Верник, исполняющий вместе с Владимиром Кошевым попеременно единственную драматическую роль в балете.

Игорь Верник

Зря многие называют балет "Нуреев" (почему, кстати, не Нуриев) "скандальным". Или "запрещенным". Ведь, как назовешь, так и пойдет... А в этом случае будет жаль, очень жаль. Спектакль Кирилла Серебренникова - масштабный и лирический, эмоциональный и содержательный, печальный и жизнеутверждающий, красивый и аскетичный, современный и классический. Настоящий спектакль Большого театра. Вернее, каковым спектакль Большого должен быть. Судьба великого танцовщика, рассказанная пластически. Драматургия, построенная через посмертный аукцион нуреевских вещей (браво Игорь Верник!). Блистательная музыка Демуцкого, органично вобравшая в себя Чайковского, Малера, Стравинского. Хореография Посохова, изобретательно, но не радикально трансформировавшая классический танец в современный. Свет, костюмы, сценография - безупречны. О Захаровой, Лантратове , Кошевом и других исполнителях ничего кроме слова "великолепны" в голову не приходит. Этот спектакль, несомненно, будет много путешествовать по миру, по лучшим театральным сценам, представляя свой театр и страну в целом как пространство подлинного искусства. Печально, что эта несомненная победа навсегда омрачена тем, что случилось с ее автором. Кирилла Серебренникова на премьере его детища не было. Он находится под домашним арестом,

Оставил отзыв Александр Роднянский.

Артисты балета "Нуреев"

Сказал свое слово и Алексей Боков:

Балет "Нуреев". Самая ожидаемая премьера года оправдала все ожидания! Это действительно масштабнейшее событие в мире искусства. Влад Лантратов своим ярчайшим талантом и исполнением прямо-таки перенес нас к Рудольфу на машине времени. Эпическая партия, вошел в историю как первый исполнитель! Как сказала балерина Алла Осипенко в письме к Рудику: "Страна, которая не ценит своих героев - это, конечно, очень обидно". Такие творцы, как Серебренников, - это достояние и слава России, поэтому от "Нуреева" переполняют эмоции восторга, а от того, что происходит в это время с Кириллом, переполняет грусть и отторжение ко всем, кто к этому причастен... После балета Посохов и вся команда вышли в майках #мойдругКириллСеребренников. В спектакле на декорациях проецировалась подпись Кирилла...

Спасибо вам огромное! Спасибо Большому театру - за то, что, несмотря на все трудности, показал "Нуреева"! Спасибо Алексею Малиновскому и, конечно, Роману Абрамовичу и Андрею Костину, которые лично поддержали проект.

Еду с "Нуреева" в состоянии бессилия и когнитивного диссонанса. Аплодировали стоя минут двадцать безупречным танцовщикам, актерам, певцам, хореографу и композитору. И, главное - режиссёру Кириллу Серебренникову, который почему-то не на свободе.

Михаил Зыгарь:

Сегодня целый день у меня в голове играет песня из балета "Нуреев". "Дни стояли сизые, косые. Непогода улицы мела. Родилась я осенью в России, И меня Россия приняла. Родины себе не выбирают, Начиная видеть и дышать. Родину навеки получают, Непреложно как отца и мать"... Илья Демуцкий написал совершенно гениальный гимн беспощадной родины. Я даже начал гуглить - сначала думал, это какие-то современные слова, очевидный стеб. Но судя по всему, автор либретто Кирилл Серебренников нашел аутентичный текст. Это слова лауреата Сталинской премии Маргариты Алигер, ставшей потом жертвой борьбы с еврейским национализмом. Пробирает до костей - так же, как и Агния Барто в "Машине Мюллере". После вчерашнего поста про "Нуреев" меня все начали поправлять, мол, занавес в Большом театре вовсе не советский, а российский, современный. Я нарочно так написал. Мне кажется, дата производства вовсе не влияет на эстетику. В фойе Большого театра сейчас устроена выставка, посвященная театру в 1917 году и сразу после (да, это преследует меня везде). Там фотографии совершенно безумных декораций, занавесов, декораций, костюмов (например, к несущественному спектаклю "Маска красной смерти"). А рядом - фото совершенно тоталитарного занавеса 30-х, украшенного буквами СCСР. И как заметил Карен Шаинян, от сегодняшнего он отличается только тем, что вместо СССР написано Россия.

Кстати, как раз посреди этой выставки я почти столкнулся с директором Большого театра Владимиром Уриным, который сначала запретил "Нуреева", а потом отважно разрешил его. Вчера он, конечно, не выставку не осматривал, а провожал в царскую ложу Дмитрия Пескова и Татьяну Навку. Это, конечно, не Советский Союз, а так, советский союзик, пародия на былого монстра. Художников по-прежнему сажают, но уже не запрещают. Ну, то есть, запрещают, но потом разрешают. Хотя и не выпускают. То есть, они не определились еще. С одной стороны, в первом акте был танец трансвеститов. Бездуховненько. С другой - пресс-секретарь президента посмотрел и не ушел в антракте, а наоборот, из партера в ложу пересел.

Светлана Бондарчук, Рената Литвинова, Надежда Оболенцева, Дина Хабирова, Наталия Дубовицкая, Сергей Табунов в числе зрителей "Нуреева"

Софико Шеварднадзе:

Хотела переспать с этим. Вчера не было понимания, что мной движет эмоционально, сам балет или судьба Нуриева и Кирила в одном временном и физическом пространстве... Так вот, это - выдающийся балет. И он выдающийся главным образом потому, что это очень точное и тонкое совпадение музыки, танца и театра. Сила этого произведения именно в этом безупречном симбиозе, а не в отдельно взятом его аспекте. И это не только мировая, но и историческая премьера на исторической сцене. Такой внутренней свободы со столь четкими хореографическими границами, она еще не видела... Думаю, Нуриев был бы счастлив.

Премьера балетного спектакля «Нуреев» зачтётся Большому театру судом публики по особой, репутационной статье. Можно расценивать это событие как победу искусства над обстоятельствами, как победу Большого театра, который этими обстоятельствами был поначалу обескуражен, но смог их преодолеть.

Это, правда, исключительный случай - правоохранительные органы на вполне законных основаниях разлучили создателя и его детище. К счастью, Кирилл Серебренников успел сделать почти всё для спектакля. И потом, он не единственный его создатель. Хореограф-постановщик Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий, художник по костюмам Елена Зайцева, дирижёр Антон Гришанин, артисты балета Большого театра благополучно довели спектакль до премьеры. Спектакль о том, кого в училище считали деревенщиной, а позже называли богом танца и порока. Подробности в репортаже Елены Ворошиловой.

«На премьере Нуреева в Большом - вся театральная Москва. Интерес подогревают срыв летней премьеры, Серебренников, который руководит дистанционно постановкой из-за своего домашнего ареста, и, конечно, сама личность Нуреева - скандального балетного эмигранта, бросившего вызов советской системе», - отмечает Елена Ворошилова.

Разгоревшиеся страсти вокруг балета подогрели любопытство. На премьеру в Большой пришли артисты, режиссеры, галеристы. Хореограф Юрий Посохов в напряжении. Никаких интервью. Ни до, ни после. Илья Демуцкий, написавший музыку, более разговорчив.

Команда постановщиков воплотила все идеи Кирилла Серебренникова - автора либретто и сценографии. Личность Нуреева, показанная через призму времени, придала спектаклю многомерность, вывела за рамки балетного жанра.

«У целого ряда людей были высказывания по поводу того, что эту тему и об этом танцовщике не надо делать спектакль сегодня, я уже это слышал, причём неоднократно. И с экрана телевизора, и в прессе. Поэтому такие мнения будут, безусловно, я ничего в этом плохого не вижу. Только одна единственная просьба, вы посмотрите спектакль, а потом давайте цивилизованно дискутировать», - попросил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

На сцене артисты балета, хор, певцы и даже рабочие сцены, которые делают перестановки на глазах у зрителей. Мультижанровость - новая форма для Большого, который рискнул дважды войти в одну и ту же реку.

«Я очень рад, что мы сегодня показали этот спектакль в том качестве, на том уровне, на котором мы и хотели, поэтому успех огромен, чему я безумно рад», - отметил руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.

За два с половиной часа проходят главные моменты жизни Нуреева. Учеба в Вагановке, гастроли, после которых он остался в Париже, его легендарный прыжок из нищеты к свободе и славе, встреча с Марго Фонтейн, аукцион Christie"s, на котором вещи танцовщика ушли с молотка.

Доносы, написанные на Нуреева, контрастируют с письмами Натальи Макаровой, Аллы Осипенко, Лорана Илера, Шарля Жюда - звезд мирового балета. Их читает Игорь Верник. Слово и танец создают ткань спектакля, в котором только один главный герой - Рудольф Нуреев.

«Поучиться можно только работоспособности, жажде творчества. Он никогда не останавливался, он всё время рвался в зал, всё время рвался репетировать, всё время рвался создавать новые спектакли», - признался премьер балетной труппы Большого театра Владислав Лантратов.

Ради «Нуреева», Большой перенес на лето постановку «Коппелии». Юрий Посохов с ноября не выходил из репетиционного зала. Артисты по-настоящему ждали эту премьеру. Такого балета никогда не было в репертуаре театра. Откровение для труппы и для зрителей.

«Нуреев» и в этот раз поднял зал, теперь уже Большого театра. Возможно, единственного, где он никогда не танцевал. Постановку называют спектаклем XXI века. «Нуреева» уже сейчас хотят видеть на многих фестивалях.

Илья Демуцкий

Балет в двух действиях

Спектакль идет с одним антрактом.

Продолжительность - 2 часа 30 минут.

При поддержке и содействии Р.А. Абрамовича и А.Л. Костина

Композитор — Илья Демуцкий

Хореограф-постановщик — Юрий Посохов

Художник по костюмам — Елена Зайцева

Дирижер-постановщик — Антон Гришанин

Художник по свету — Александр Сиваев

Художник по видеопроекциям — Сергей Рылко

Ассистенты хореографа-постановщика — Куинн Уортон, Никита Дмитриевский

В спектакле принимают участие хор и мимический ансамбль.

Рудольф Нуреев: талантливый танцор и неординарная личность

Рудольф Нуреев - гений балетного искусства 20 столетия, незаурядная личность с эпатажными наклонностями. Он оставил немеркнущий след в истории мирового балета и в душах тех, кто его знал и любил. У него не было спектаклей без аншлагов. Билеты на них раскупали задолго до афишной даты.

Жизнь, полная испытаний и нищеты

Будущей величайшему танцору пришлось много пережить. Даже появился на свет он в известном «Транссибирском экспрессе», шедшим на Дальний Восток, близ станции Раздольное Приморского края, неподалеку от Иркутска. Рудольф, а именно так назвали мальчика, был младшим сыном в семье политрука Хамита Фазлеевича Нуреева, уроженца башкирской деревни, и татарки Фариды Аглиулловны Нуреевой.

До войны мальчик практически жил только с матерью и тремя старшими сестрами, потому что отец был на службе. Сначала это был Владивосток, затем Москва. После ухода отца на фронт семья переехала в Башкирию, где и прошло детство Рудольфа.

Жили они крайне бедно, голодали. В школу Рудольф ходил, но отношения с одноклассниками из-за самолюбивого характера мальчика не складывались. Отрадой в его жизни были танцы, которые он полюбил с детства.

  • С 7 лет он посещал танцевальные кружки, был участником детского фольклорного ансамбля в Уфе.
  • В 11 лет увлекся классическим балетом.
  • С учителями ему повезло. Первой была прима балета Дягилева А. Удальцова, давшая ему основы хореографии. Позже Рудольф будет учиться у солистки Кировского театра Е. Войтович.

Сцена и карьера в СССР

Мечта о сцене осуществилась в начале 1954, когда Нуреева приняли в балетную труппу Башкирского театра. Впрочем, пробыл он на его сцене недолго. В следующем году танцор поступил на учебу в хореографическое училище Северной столицы России. В Питере он попал к опытному балетному преподавателю А. Пушкину, наполнявшего душу Рудольфа танцем.

В 1958 одаренный юноша стал солистом Кировского театра. Еще со времен его ученических спектаклей у Рудольфа появились многочисленные поклонники.

  • Триумфальный дебют вместе с прославленной танцовщицей Н. Дудинской в «Лауренсии» А. Крейна не стал неожиданностью, а лишь добавил популярности артисту.
  • Огромный успех сопутствовал Нурееву на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в 1959 в Вене, где танцор получил главную премию.
  • В течение четырехлетней работы в Кировском театре исполнил 15 партий, включая ведущие в спектаклях: «Баядерка», «Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое озеро».

Нуреев действительно стал «революционером» балета не только благодаря великолепной хореографической технике и сценическим приемам, но и своей личности. Каждое движение несло отпечаток внутреннего неугасимого огня танцора. А его выразительная экспрессивная пластика, неординарная восточная внешность добавляли эффекта. Однако вне сцены это был своенравный, бестактный человек, с которым приходилось нелегко.

Эмиграция и балетная карьера за рубежом

1961 год стал переломным в судьбе Рудольфа. Будучи летом вместе с труппой на гастролях в Париже, он отказался от возвращения на родину, став первым «невозвращенцем» в артистической среде. На Западе танцора без промедления приняли в труппу Балета Маркиса де Куэваса.

  • После непродолжительной работы в Grand Ballet Нуреев выехал в Копенгаген, а в конце года уже блистательно выступал вместе с именитой танцовщицей Марго Фонтейн в ее бенефисном спектакле.
  • Рудольф произвел на публику потрясающее впечатление своей виртуозностью, невероятной энергией и драматизмом.
  • С Марго он работал вплоть до смерти балерины.

В Дании Нуреев познакомился и с прославленным танцором Э. Бруном, которого ценил и как профессионала, и как мужчину. Впоследствии Рудольф и Эрик стали друзьями и сексуальными партнерами, каковыми были на протяжении четверти века.

  • В 1975 количество его выступлений достигло 300 в год. Великий танцор практически ежедневно выходил на сцену.
  • При таком насыщенном танцевальном графике он успевал делать и постановочную работу.
  • В 1964 в первый раз испробовал себя, создав авторские редакции балетов А. Глазунова «Раймонда» и П. Чайковского «Лебединое озеро» для разных театров.
  • Его первый оригинальный спектакль «Танкреди» Х. Хейнца был поставлен в столице Австрии.
  • В 80-х Нуреев возглавил балетный коллектив Гранд Опера в Париже, став и здесь новатором в продвижении талантливой молодежи, игнорируя маститых премьеров и солистов.

Неравнодушен был артист и к кинематографическому искусству. Он снимался в фильмах-балетах «Я - танцовщик», «Ромео и Джульетта», «Юноша и смерть». Были в судьбе Нуреева и художественные кинороли: в драме «Валентино» и в мелодраме «На виду».

Под занавес творческого полета

В последние годы, испытывая серьезные проблемы со здоровьем, Рудольф Нуреев продолжал творческую работу в качестве дирижера. Он выступал во многих городах мира, в том числе в 1992 - в Казани. «Перестроечная» Россия приняла своего «блудного сына» с восторгом.

Последней работой мастера балета стала «Баядерка» в Гранд Опера, поставившая заключительную точку творчества великого мастера балета Рудольфа Нуреева. Скончался танцор шестого января 1993 в Париже, где и погребен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Жизнь Нуреева - это бесконечный танец. Купить билеты на его спектакли свободно было невозможно нигде. Все они - аншлаговые. Вместе с ведущими труппами Рудольф Нуреев ездил по всему миру, исполняя и классические, и современные партии. Он легко возводил мосты между классикой и модерном балетного искусства. В этом танцору помогала его вечная жажда независимости, смелость и эпатажность.

На 11 июля была назначена премьера балета Ильи Демуцкого «Нуреев», автором либретто, режиссером и сценографом которого выступал Кирилл Серебренников, хореографом-постановщиком — Юрий Посохов. Спектакль, где были задействованы лучшие силы балетной труппы, солисты оперы и артисты МХТ имени Чехова, был обречен стать главным событием театрально сезона.

Во-первых, этот спектакль создавался той же постановочной командой, что и феноменальный «Герой нашего времени». Во-вторых, Большой театр впервые собирался представить на своей Исторической сцене современный мультижанровый спектакль. Но, похоже, фигура Кирилла Серебренникова стала для «Нуреева» приговором.

На данный момент официальный сайт Большого театра бесстрастно сообщает :

«ВНИМАНИЮ ЗРИТЕЛЕЙ! Вместо объявленной ранее премьеры балета «Нуреев» 11, 12, 13 и 14 июля на Исторической сцене Большого театра будет показан балет «Дон Кихот». БИЛЕТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ».

В полдень субботы артисты, пришедшие в театр на запланированную репетицию, попали на общее собрание, на котором, по свидетельству присутствующих, народу было больше, чем на «Иудов день» (так в театрах между собой называют сбор труппы, традиционно предшествующий началу нового театрального сезона).

Говорил гендиректор Большого Владимир Урин. Официальная причина отмены спектакля, — его неготовность из-за нехватки репетиций. Особенно отстает кордебалет. И дескать, выпускать премьеру в таком виде — только позориться. В итоге всем участникам постановки было обещано, что «не пропадет их скорбный труд» — премьеру «Нуреева» не отменяют, а лишь переносят на сезон 2018/2019.

Да, не секрет, что в ГАБТе скверное планирование — и долгосрочное, и краткосрочное. Постоянно приходится в пожарном порядке искать то одного, то другого солиста для спектаклей текущего репертуара. И с репетиционным расписанием то и дело происходят накладки. Вот и сейчас балетная труппа только вернулась из Японии, так что с полным погружением работала над «Нуреевым» лишь две недели.

А один солист и вовсе грустно пошутил: «Было бы желание — за три дня репетиций можно и совсем новый спектакль сделать…»

Одним словом, все артисты в шоке. Они убеждены, что их лишили на редкость успешной работы. Обычно саркастично настроенные, они комплиментарно отзываются о партитуре Ильи Демуцкого и восторженно — о работе Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова. Рассказывают, что они очень корректно отразили те моменты биографии великого танцовщика, что требуют повышенной толерантности и что в спектакле масса интереснейших художественных решений.

Юрий Посохов не скрывает, что не верит в реальность отложенной премьеры. Очень расстроенный Кирилл, хоть и понимает, по каким причинам на самом деле дезавуировали премьеру, уходит от разговоров о судьбе спектакля и просит придерживаться «линии партии и правительства».

Кирилл Серебренников в Большом театре. Фото: РИА Новости

Конечно, это не первый случай в 241-летней истории Большого, когда практически готовую премьеру отменяют. В ХХ веке это случалось раза три. В 30-х годах запретили «Болт» Шостаковича, в 1969 году Фурцева «закрыла» «Лебединое озеро» в постановке Григоровича: товарищу министру сильно не понравился трагический финал балета. А в 70-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть». Но даже в тоталитарном Советском Союзе подобное не происходило за три дня до премьеры.

На премьеру уже приглашены директора всех ведущих театров и агентур, критики, почетные гости со всего мира.

В понедельник, 10 июля, на специально созываемом брифинге Владимир Урин, публично поддержавший Серебренникова, попытается объясниться. Наверняка, будет убеждать всех в том, что премьера обязательно состоится. И что ничего страшного не произошло.

Мария Бабалова , специально для «Новой»

В конце на поклон все артисты вышли в футболках с фотографией Серебренникова и надписью «Свободу режиссёру» , поскольку он не смог посетить премьерный показ из-за домашнего ареста.


фото: Mladen Antonov


Представление должно было рассказать всю историю жизни выдающегося танцовщика и хореографа XX века и представить сразу несколько эпох, в которых жил артист. «Это жизнь в одном балете», – говорил Кирилл Серебренников, но как позже уточнил хореограф , спектакль представляет собой «вспышки жизни Нуреева, не документальный, а скорее сюрреалистический "фильм"» .

На постановку пришли многие деятели культуры и политики. Их восторженные комментарии после просмотра процитировали агентства ТАСС и РИА Новости, а также большинство СМИ.


Пресс-секретарь главы государства отметил большое значение балета: «Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие. Я не увидел в постановке ничего провокационного».

«В @BolshoiOfficial долгожданная премьера о Нурееве. Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере», – посетовал экс-министр финансов России, председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин .

«"Нуреев" в Большом театре. Поразительные таланты на сцене, половина элиты в зале, а режиссер - под домашним арестом. Россия как она есть», – цитирует слова корреспондента The Guardian Шона Уокера «Новая газета».


«Постановка наделала много шума из-за споров в обществе, как её воспринимать. С одной стороны, речь идет о всемирно известном, выдающемся артисте, с другой – у него очень сложная и неоднозначная судьба. Рудольф Нуреев не нашел покоя на родине и сбежал за границу, а его личная жизнь и сегодня вызывает массу споров. Именно из-за этого премьера, которая должна была состояться еще летом, была отложена.
Я уже тогда выступил в поддержку режиссера спектакля, постановщиков, Большого театра, где должен был состояться показ. Я бы с депутатами с удовольствием посмотрел спектакль еще на генеральном прогоне, чтобы мы могли первыми заявить, что это абсолютно нормальная постановка и ничего неприличного или запретного в ней нет.
В культуру вообще не нужно вторгаться. Пусть идет любая дискуссия, пусть все спектакли показывают, пусть будет свобода слова. А то у нас чуть что находятся те, кто хотят запретить. Этого не должно быть, пусть художники творят. Я предлагал и Кирилла Серебренникова пустить посмотреть "Нуреева". Во многом это его детище, и он заслуживает на это право.
В этом смысле мы должны выработать правильное понимание демократии. Исходить нужно из того, что в принципе нежелательно вообще что-либо запрещать», –
написал в Telegram .

«Премьера запрещённого Нуреева в Большом. Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, Артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И всё это очень хорошо, но безумно грустно. Потому что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под чёрным жутким граффити "Вор"?», – высказала своё мнение .


«Это явление. Вообще ставить такое часто невозможно, это будут очень редко показывать. Я считаю, что это выдающийся балет, выдающийся», – процитировало агентство ТАСС.

«Второй акт, мне кажется, просто превосходный. Мне очень нравится музыкальная часть, как она сделана. Количество текста мне показалось преувеличенным: не нужно было этого бесконечного перечисления лотов. Публика будет с удовольствием и интересом смотреть», – поделилась впечатлениями Ирина Антонова , президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.

«Спектакль "Нуреев" Кирилла Серебренникова меняет представление о возможностях сегодняшнего театра, в особенности, о возможностях классического балета. Не первый раз театральные работы Кирилла вызывают восхищение его способностью раскрывать новые грани театра, выходить за его пределы, менять правила и законы жанров.
Спектакль сложный, многослойный, умный, что не исключает огромной визуальной радости при виде изумительного балета, элегантного оформления, виртуозности труппы. Прекрасная музыка Демуцкого. Это событие мирового уровня», -
отметила писательница .


«Это очень грустный спектакль. Я не вижу в нём ничего такого, чтобы ему мешало быть здесь на этой сцене. Такие неистовые артисты, такие драматические коллизии пошли на пользу этому спектаклю», - приводит слова актрисы РИА Новости.

«Замечательный спектакль, очень понравился. Настоящий современный язык, который может транслировать художественные мысли, эмоциональный. Этот спектакль будет жить и путешествовать по миру, находить понимание. Он трогательный, живой, красивый, масштабный, здорово придуманный. В нём всё есть. Настоящий Большой театр», - рассказал продюсер .

Постановку высоко оценили и знатоки театра. В частности, балетный критик «Коммерсанта» Татьяна Кузнецова считает, что «Нуреев» - лучшее, что произвёл мировой театр в XXI веке. А Майя Крылова в рецензии, опубликованной на сайте Газета.ru, отметила, что «по накалу "скандальных" страстей атмосфера вокруг "Нуреева" тянет на голливудский блокбастер» , а сам балет представляет собой «историю прыжка к свободе» . При этом критик сосредоточила своё внимание на аукционе, на котором продаются вещи мастера. По словам критика, в данном балете «это драматургически работает» и приводит «к реально трогающему финалу, когда на аукционе продают последний лот - дирижерскую палочку» . В роли Аукциониста, кстати, задействован .


фото: Dominique Faget


Скандал вокруг постановки развернулся летом. Премьера должна была состояться ещё в июле уходящего года, но затем её перенесли на май 2018-го.

«Сначала была идея не откладывать спектакль, репетировать неделю. Сначала была идея перенести на сезон 2018/2019. Но после прогона спектакля "Нуреев" я понял, что надолго откладывать спектакль нельзя. 4-5 мая 2018 года планируем премьеру» , - сообщил генеральный директор Большого театра на брифинге, состоявшемся 10 июля.

Причиной переноса оказалась неготовность спектакля. Урин рассказал, что репетиции начались в конце января, но в связи с тем, что с января по февраль время для труппы выдалось «достаточно трудным» (проводился фестиваль по случаю юбилея и все артисты были полностью заняты), а в конце мая труппа уехала на гастроли в Японию и вернулась только за 20 дней до премьеры, балет оказался неподготовлен.


«Смотрим один прогон по качеству балета – я не говорю о том, что сделал Кирилл Семёнович, – и понимаем, что это сделано плохо» , – отметил Урин.

Он уточнил, что претензии были не к хореографии, а к качеству исполнения, так как «в спектакле Серебренникова очень важны смысловые акценты, человеческие аспекты в отношении героев» , чего и не хватило руководству Большого в том виде, в котором спектакль показали на прогоне 7 июля.

По словам гендиректора, решение об отмене премьеры было принято совместно с Посоховым и Серебренниковым.

После отмены премьеры 8 июля на сайте Большого театра появилось уведомление о том, что билеты на спектакль «Нуреев» будут действительный на балет «Дон Кихот» , который и будет показан на Исторической сцене театра с 11 по 14 июля (в даты запланированной премьеры «Нуреева»).


Об отмене премьеры спектакля «Нуреев» стало известно 8 июля. Тогда же многие критики и эксперты связали это с двумя причинами. Первая – дело против бывшего руководства «Седьмой студии» Юрия Итина , Алексея Малобродского и Нины Масляевой . Следствие считает, что сотрудниками труппы были расхищены средства, выделенные на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь» , которого, по версии прокурора, возможно, не существует, однако именно этой постановкой закрыл сезон .

Вторая причина, называвшаяся экспертами, – гомосексуальные сцены (важной частью сюжетной линии должна была стать любовь Рудольфа Нуреева к известному датскому танцовщику Эрику Бруну). Генеральный директор Большого театра отметил, что художественное оформление спектакля «Нуреев» не будет подвергаться изменениям, а сама постановка, по мнению Владимира Урина, «будет иметь неоднозначную оценку» и вызовет споры. Впоследствии, после ареста Кирилла Серебренникова постановка и вовсе оказалась под большим вопросом, нор всё-таки она увидела свет.

О том, что в июле 2017-го планируется премьера спектакля об известном балетмейстере, было сообщено в мае 2016 года, когда Большой театр анонсировал планы на сезон. За постановку спектакля отвечала команда (Серебренников, Посохов и композитор ), которая в 2015 году представила балет «Герой нашего времени» , завоевавший успех.